Старообрядческий крестный ход на реку Великую

"Этих оставшихся старообрядцев надо видеть — их крепость, их убежденность... Видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав... В перспективе столетий ничтожными покажутся все нынешние различия «юрисдикций», но все более будет расти и расти тень того великого церковного преступления, с которого началась гибель России."
Лишь в 2002 году старообрядцы смогли возобновить Великорецкий крестный ход, прерванный реформами Никона в 17 веке и последовавшими за этим вплоть до 20 века гонениями и репрессиями со стороны государства и официальной церкви. Теперь Старообрядческий крестный ход на реку Великую проводится ежегодно с 9 по 13 августа.
Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа. Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми. Неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Обстановка непрерывных споров и обсуждений, столь характерная для старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая сложилась после реформы Петра в официальной церкви. Как знать, не является ли Никоновское реформаторство первопричиной вакханалии безверия и бездуховности, постигшей Россию в 20-м веке? Как сложилась бы судьба России, если бы она не отступила от своей Старой Веры почти четыре столетия назад? Только мифическая "машина времени" может сегодня помочь ответить на этот вопрос...

Верою глаза наполнены.
Верой - и немножко грустью.
Предки духа крепостью исполнены,
И потомки страха не допустят.
В наши дни, когда забыли многие,
Для чего их Бог послал на землю,
Эти не свернут с своей дороги,
Они лжи, порока не приемлют.
Даже дети чувствуют, что верою
И любовью души сохраняем.
Каждый день шажок мы к Богу делаем,
Непрестанно мы себя меняем.
© 2007 Татьяна Хаустова

Пройдя вместе со старообрядцами глухими вятскими лесами к святому месту на реке Великой и познакомившись с этими славными людьми и с сохраняемыми ими на протяжении веков древними русскими православными обрядами и традициями, увидев среди них много детей и молодёжи, я проникся убеждением, что их старая как Русь "машина времени" уверенно движется в будущее:

Смотрите также:

  • Великорецкий крестный ход (2007)
  • Александр Дугин. Николай Клюев Пророк Секретной России
  • Интервью с одним из единомышленников почившего старообрядческого Митрополита Андриана (Четвергова) - кировским старообрядцем Андреем Орловым - корреспонденту портала "Credo.Ru"
  • Великорецкий Крестный ход’2005: как это было… (Специальный выпуск интернет-издания "Церковные вести", посвященный блаженной памяти митрополита Московского и всея Руси Андриана)
  • Икона Протопопа Аввакума
  • Михаил Нестеров "Великий постриг"
  • Василий Суриков "Боярыня Морозова"
  • Александр Солженицын о старообрядчестве и судьбах русского народа: - Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом — дальнем, трехсотлетнем грехе нашей русской церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово — грехе, еще чтоб избегнуть употребить более тяжкое, — грехе, в котором Церковь наша — и весь православный народ! — никогда не раскаялись, а значит грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущим быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигших нас бед. Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину — их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древле-православных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами. За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась вся наша Церковь семь столетий, — мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, — и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием! И сегодня в Сергиевом посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, — но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение — самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости — продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) — и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам? За эти столетия иные императоры склонны были прекратить гонения верных подданных — но высшие иерархи православной церкви нашептывали и настаивали: гонения продолжать! 250 лет было отпущено нам для раскаяния, — а мы только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й — его цифры без объяснения сами горят, как валтасарова надпись на стене. (За эти же века с неоглядчивой щедростью теряли мы наших православных и по многочисленным сектам, а за советские десятилетия — даже самую чистую, ревностную, бесстрашную молодежь, — и думаю, не всегда то была вина их своемыслия, а чаще — вина церковной закоренелости, вялости, равнодушия.) Вот как глубоко, дальне и горькокоренне — наше церковное разрознение, рассеяние и наша собственная вина в том, что постигло Россию. Вот сколько еще объединений — шагов, ступеней, нагорий объединения — высится перед нами, чтоб могли мы собраться воистину в Единую Русскую Православную Церковь, к которой наконец смилуется Бог. Нашу самую древнюю ветвь я наблюдал в богослужениях и беседах менее года назад, в московских храмах, — и я свидетельствую вам о ее поразительной стойкости в вере (и против государственного угнетения — много стойче нас!) и о таком сохранении русского облика, речи и духа, какого уже и сыскать нельзя нигде больше на территории Советского Союза. И то, что видели мои глаза и слышали уши, никогда не даст мне признать всемолимое объединение русской Церкви законченным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и с нашей самой исконной ветвью. (Из послания Александра Солженицына Третьему собору Русской Зарубежной Церкви. 1974 г.)

11 комментариев:

sheich комментирует...

Какие хорошие все лица...

Анонимный комментирует...

Какие одухотворенные лица!
Олег

Анонимный комментирует...

в этот раз тяготам пути внимания значительно меньше уделили, Евгений, на мой взгляд, конечно.
духовного содержания достаточно.
понравились многие кадры, хотя некоторые как-то чересчур лобовые...
спасибо!

Елена, С-Пб.

Анонимный комментирует...

Добрый день Евгений!
Мы увидев ваши кадры, вспомнили те святые минуты крестного хода. Спаси вас Христос за эти вдохновляющие и невольно-напоминающие кадры. Герман (Ржев) и Василий (Румыния)

Evgeny Tumanov комментирует...

Всем спасибо за визит и отзывы!
Герман и Василий, очень-очень рад Вам и Вашим словам здесь!!!

Анонимный комментирует...

Мне многие фотографии понравились.
Спасибо, что вы так красиво все это пережили, спасибо за сопричастность!

Evgeny Tumanov комментирует...

Анна, очень рад читать Ваши слова здесь!

Анонимный комментирует...

Спаси Христос! Очень интересные снимки! Как будто побывал там!

Анонимный комментирует...

мне се очень понравилось ,но хотелось бы побольше фотографий.Евгений Туманов мы \с вами пересикались в крестном ходе !!!я Пименов Александр . С уважением!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Evgeny Tumanov комментирует...

Александр, очень рад Вам!
Вот здесь и здесь есть еще немного фотографий.
Фотографии 2008 года обязательно выложу здесь, но пока что-то никак не могу собраться ни со временем, ни с мыслями.

матрона комментирует...

Мои бабушка и дед жили в д. Саратовка, я будучи малышкой так же проживала там. Бабуля ненавязчиво прививалала ее уклад жизни Там же меня покрестили. с 18 лет пытаюсь найти себя(для бога), много раз приходила в храмы пока не узнала (за что была наказана гневными взглядами местных служек) что крестили меня не по православному. Деда Мирона и бабушку Акулины больше нет и я не знаю что делать......